КИРОВСКИЙ РАЙОН КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
официальный сайт

«Основные задачи правового антикоррупционного просвещения и формирования нетерпимого отношения к коррупции»

            Противодействие коррупции в нашей стране на протяжении последних лет реализуется последовательно и системно – от совершенствования законодательства, деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов и органов власти всех уровней до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла.

            Все понимают, что одних законодательных запретов на пути противодействия коррупции недостаточно. Важно менять отношение населения и самих чиновников к происходящим процессам. Данную проблему необходимо решать комплексно. В жизни нарушения могут совершаться, в том числе из-за нехватки знаний. Поэтому одним из эффективных способов борьбы с коррупцией может явиться ее профилактика, через системное обучение работников и правовое просвещение граждан.

            Без сомнения, определенная работа в этом направлении проводилась и проводится. Вместе с тем в целях повышения эффективности профилактической деятельности представляется целесообразным ее активизировать с применением новых методов, форм и подходов, шире используя современные информационные и коммуникационные технологии.

            Последние опросы общественного мнения, свидетельствуют о неудовлетворенности общества работой правоохранительных органов по противодействию коррупции. По оценкам экспертов, борьбу с коррупцией население в большинстве своем связывает с возбуждением резонансных уголовных дел и последующими арестами высокопоставленных чиновников, судебными процессами.

            С целью изменения правосознания граждан ежегодно разрабатываются Планы реализации мероприятий по правовому просвещению граждан в сфере противодействия коррупции.

            Другим немаловажным направлением является работа лиц и кадровых подразделений, на которые возложены воспитательная и профилактическая функции в вопросах противодействия коррупции. Они должны проводить с сотрудниками мероприятия, нацеленные как на правовое антикоррупционное просвещение работников, так и на формирование у них в сознании нетерпимости к коррупционным проявлениям.

            К примеру, для своевременного предупреждения коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин работникам рекомендовано систематически повышать свою квалификацию.

            Работники должны иметь представление об основных международно-правовых актах в сфере противодействия коррупции, знать российские законодательные акты.

            Аксиомой для всех должны стать следующие утверждения, что «брать взятки сейчас – немодно», «правосудие рано или поздно настигнет коррупционера», «жить вне коррупции – спокойнее». Вспомните слоган налоговой службы начала нулевых: «Заплати налоги и спи спокойно!». И ведь это сработало – за эти годы собираемость налогов с населения в казну существенно возросла.

            В правосознании граждан «с молодых ногтей» должен закрепиться принцип «многих глаз» – основной принцип борцов с коррупцией.

            Любые коррупционные проявления в настоящее время могут быть приданы огласке, поскольку большинство окружающих нас людей оснащены средствами видео фиксации и коммуникации – мобильными телефонами, гаджетами, которые практически онлайн способны их транслировать в сети Интернет, сохранять и тиражировать в ней. В данном случае «всемирная паутина» играет серьезную профилактическую роль в борьбе с коррупцией.

            В целях обеспечения обратной связи с обществом Государством практикуется изучение и оценка общественного мнения, потребностей и проблем общества в сфере противодействия коррупционным проявлениям. Так был проведен масштабный интерактивный анонимный опрос населения на антикоррупционную тематику.

            В опросе приняли участие более 400 человек.

            Подавляющее большинство опрошенных – 94% – заявили, что относятся к коррупции отрицательно. Наиболее подверженными коррупционным проявлениям граждане считают сферы здравоохранения, образования, ЖКХ, публичных закупок, оказания государственных и муниципальных услуг, контрольно-надзорную, правоохранительную и судебную системы. Четверть опрошенных признались, что им все же приходилось давать взятки должностным лицам.

            Большинство – более 60% – заявили, что они никогда не давали взяток чиновникам.

            Около 15% опрошенных не стали отвечать на этот вопрос. Ровно половина опрошенных сталкивались с фактами вымогательства взятки со стороны как должностных лиц (38%), так и их посредников (12%).

            30% опрошенных с фактами вымогательства взятки не сталкивались никогда.

            Раз речь зашла о вымогательстве взятки можно привести один пример из практики. Как известно, многие должностные лица, непосредственно взаимодействующие с населением, в целях профилактики коррупции в настоящее время оснащены устройствами видео фиксации. В их число входят сотрудники ГИБДД. Бытует мнение, и проведенный нами анонимный опрос населения это подтвердил, что «пальма первенства» в вопросе вымогательства взятки принадлежит работникам органов внутренних дел. Вместе с тем на практике нередко граждане, нарушившие правила дорожного движения и остановленные сотрудником ГИБДД, сами «навязывают» последнему деньги, даже будучи предупрежденными о ведущейся видеозаписи.

            Необходимо изменить отношение общества к данной теме. Хотя большинство граждан осуждают коррупцию и ратуют за борьбу с ней, но порой сами охотно дают мелкие взятки для решения бытовых и личных вопросов.

            Одним из действенных методов предупреждения коррупции может стать информирование широких слоев населения о действующем законодательстве, разъяснение его основных статей, а также наглядная демонстрация «повседневных» коррупционных действий граждан.

            Необходимо продумать комплекс мероприятий, нацеленных на максимально широкий охват разных целевых групп. Здесь следует отметить, что мероприятия по просвещению граждан необходимо тщательно проработать, понимая, что для представителей различных поколений (целевых групп) нужно использовать разные сообщения, каналы донесения информации, способы вовлечения, язык изложения, дизайн, продолжительность и многое другое.

            Предлагается знакомить разные группы (подростков, пенсионеров, студентов, домохозяек, офисных работников) с антикоррупционным законодательством, рассказывая истории, которые эта конкретная аудитория способна воспринять.

            Мероприятия по просвещению граждан отчасти могут напоминать рекламные компании, нацеленные на конкретную группу. Для каждой группы нужно «продавать» конкретную идею (сообщение).

            Например, просветительская компания может быть построена вокруг идеи, что не стоит провоцировать чиновника на взятку; дача взятки и посредничество во взятке – наказуемы. Молодежи можно предложить историю, что и воровать, и давать взятки – уже не модно. После определения целевых групп и сообщений для каждой из них, можно запланировать создание различного контента, наилучшим образом воспринимаемым именно этой группой.

            Современные условия требуют перехода к новым способам распространения правовых антикоррупционных знаний. На базе каждого федерального органа исполнительной власти имеются подразделения или должностные лица, отвечающие за профилактику коррупционных правонарушений, которые могут использовать следующие формы просветительской деятельности: размещение информационных материалов в СМИ, изготовление социальной рекламы (видеоролики, баннеры, билборды, светодиодные экраны и др.), организация лекций и обучающих семинаров, издание печатной продукции по вопросам повышения уровня правосознания граждан (буклеты, брошюры, правовые памятки, стикеры и др.).

            Помимо широко распространенных способов антикоррупционного просвещения следует применять высокотехнологичные и креативные методы, например, компьютерные игры, видеоролики в социальных сетях, видеоблоги, видеопособия, содержание которых ориентирует граждан на законопослушное не коррупционное поведение.

            Названные формы просветительской деятельности в первую очередь следует применять федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным проводить антикоррупционную политику в Российской Федерации путем принятия конкретных управленческих решений. Речь идет о министерствах образования и науки, юстиции, труда, а также министерствах внутренних дел, здравоохранения, ЖКХ, в сферах деятельности которых, по мнению населения, наиболее высокий уровень коррумпированности. В дальнейшем, в эту работу с применением новых современных технологий следует включиться всем федеральным и региональным органам государственной власти. Возможно, в ближайшем будущем потребуется создать единый антикоррупционный правовой просветительский пул, который взял бы на себя роль координатора этой деятельности во всех органах власти и организациях в стране.

Рабочая группа по противодействию коррупции

при Кировской районной администрации.